Молодого композитора Наталью Зулину многие барнаульцы до недавнего времени знали исключительно как исполнителя-аккордеониста. В музыкальных кругах был хорошо известен и ее творческий тандем с мужем, гитаристом Евгением Зулиным, с которым они давали совместные концерты на разных концертных площадках Барнаула.
Кроме концертной деятельности, Наталья преподает в лицее "Сузуки" и считает, что гораздо важнее воспитать в ребенке музыкальную личность, чем заставлять в точности следовать всем предписаниям наставника. А недавно я узнала, что Наталья написала хоровую пьесу по сказке Корнея Чуковского "Мойдодыр" и думает о том, как бы воплотить ее на сцене.
Кажется, мой первый вопрос о том, почему Наталья выбрала именно аккордеон, считающийся не совсем "женским" инструментом, ничуть не смутил мою собеседницу:
— Мне просто всегда нравилось звучание этого инструмента, как некоторым нравится звучание фортепьяно, скрипки или саксофона. Аккордеон — это моя стихия, в которой я себя очень хорошо чувствую. Кроме того, играть на этом инструменте мне позволяет ... рост. А когда я начинала учиться, я просто не задумывалась о том, что кому-то аккордеон может показаться не женским.
— Мне почему-то кажется, преподавание музыки — довольно скучная, рутинная работа. Что же вас, творческого человека, привлекает в этой деятельности?
— Передавать свой опыт другому поколению — это же очень интересно! Хотя ученики бывают разные, конечно. Есть такие, от которых не видишь никакой отдачи, но есть и те, кто с удовольствием перенимает мой опыт. У меня в классе композиции занимались очень талантливые дети — Бог заложил в них замечательные способности к сочинительству, им оставалось только немножко подучиться. Но, честно говоря, таких детей очень мало. Может быть, поэтому мне хочется постепенно полностью перейти к творчеству и исполнительству.
— А когда вы начали сочинять музыку?
— Лет с четырнадцати-пятнадцати. Я сочиняла бардовские песни. Ну а потом, уже в музыкальном училище, начала более серьезно писать музыку — на стихи поэтов, например. Поэтому на государственных экзаменах в институте культуры я уже представила комиссии свое произведение.
— Сейчас вы по-прежнему исполняете на концертах произведения других авторов?
— С недавних пор я стараюсь выносить на широкую публику именно свое творчество. Поэтому мы с мужем создали "Модерн квартет", состоящий из скрипки, фортепьяно, гитары и аккордеона. Для него я сейчас и пишу музыку. Скоро у нас будет концерт, на котором мы представим инструментальные произведения — и моего сочинения, и переложения музыки других авторов для этого состава. А до этого я писала, что называется, "в стол".
— Возможно ли молодому композитору в нашем городе выйти на широкую публику?
— Думаю, что возможно. В Барнауле есть несколько концертных площадок, на которых мы может выступать. Конечно, в сравнении с тем же Новосибирском (мы были там недавно с концертом) наш город проигрывает. Но пока в наших планах поработать здесь, а дальше видно будет.
— Есть ли у вас "своя" публика, которая целенаправленно ходит на ваши концерты?
— С "Модерн квартетом" мы выступаем всего лишь год. Но уже появляются такие люди, которые подходят и говорят, что хотели бы прийти на наш следующий концерт.
— В вашей семье — два музыканта. Это не страшно?
— Страшно, конечно! — Улыбается Наталья. — Бывают у нас и разногласия, споры на музыкальной почве. Но тут важно вовремя понять, что творчество — это творчество, а семья — это семья. Наверное, если бы мой муж не был музыкантом, это было бы гораздо сложнее. Он — мой соратник, мы очень поддерживаем друг друга. Редко ведь кому можно рассказать о своих замыслах, а посоветоваться иногда хочется.
— А кто вдохновил вас на создание "Мойдодыра"?
— Наверное, моя дочка. Ей всего два годика — и мой декретный отпуск плавно перешел в творческий. И как-то раз, я ей уже, наверное, в сотый раз читала книжку Чуковского, подумала вдруг: интересно, как можно "переложить" эти сказочные образы на музыку?
— И что же получилось?
— Я бы определила жанр своего произведения как фантазию для хора и мальчика-солиста. Мне вообще очень нравится писать музыку для детей.
— А исполнять вашего "Мойдодыра" должны дети?
— Сначала я решила, что это музыка для детского хора, но потом поняла, что в таком случае при постановке многое придется упрощать. А мне хочется, чтобы это было исполнено профессионально. Поэтому я попытаюсь заинтересовать своим произведением городской хор под управлением Александра Тарнецкого. Но хотелось бы, чтобы там осталась партия мальчика-солиста. Мне так хочется услышать все это на сцене!
— Что может подвигнуть вас написать музыку к стихотворению?
— Бывает, читаешь и думаешь: великолепное стихотворение! Но почему-то в душе оно не вызывает никакого отклика. А бывает, что музыка возникает сразу, с первой стихотворной строчки. Значит, это именно то, что ты искал. Я доверяю своим первым ощущениям, а не выискиваю подолгу, какой бы мне мотив подобрать.
Сейчас я увлеклась поэтами Серебряного века, изучаю их творчество, вживаюсь в эпоху. Правда, иногда это очень сильно на меня влияет: читала как-то Маяковского, и все так живо себе представила, что просто жутко стало. Я тогда подумала, что нельзя, наверное, переходить какую-то грань...
— Всегда мечтала спросить у настоящего композитора: КАК пишется музыка?
— Наверное, у всех по-разному. О себе могу сказать, что я никогда не жду вдохновения — просто я каждый день обязательно работаю. И знаю, что главное — это двигаться вперед. Я не скажу ничего нового, но талант — это прежде всего труд. А вообще музыка — это дар, какое-то вдохновение от Бога, он открывает что-то человеку. Хотя я ощущаю, что мне нужно еще многому учиться. Иногда мне кажется, что я стою на самых первых ступенях, а хочется подниматься все выше. Надеюсь, что у меня еще много времени, чтобы этим заниматься!
— Наталья, что вас больше всего вдохновляет?
— Дети! Я смотрю на свою дочь и думаю: как у детей все просто! Простые и естественные радости и огорчения. Встречи с интересными людьми тоже вдохновляют. Я иногда думаю: как бы выразить в музыке того или иного человека? Планирую даже создать галерею музыкальных портретов моих знакомых.
— Наверняка вы уже знакомите свою дочь с музыкой...
— Да, конечно! Мне бы хотелось, чтобы развивала свои вокальные данные. Дома мы слушаем много музыки (я стараюсь направлять ее вкусы), и она, когда она слышит оперу, начинает подпевать. Причем старается подражать оперному пению! Еще она рисует двумя руками! Очень серьезно смешивает краски и вдумчиво смотрит на результат. Так что мы не будем на нее наседать, чтобы она непременно музыкой занималась.
— Как вам, маме маленького ребенка, удается находить время для творчества?
— Я уверена, что ребенок — не помеха творчеству. А пока моя дочка маленькая, я сажусь работать, как только она ложится спать, тут ведь четкий график. Если есть желание, то обязательно найдешь время для творчества. Иногда это, конечно, в ущерб здоровью: когда чувствуешь, что сил уже нет...
Но материнство для меня очень важно. Когда я была беременной, я начала сочинять пьесу "Жизнь до жизни", где попыталась представить, что чувствует ребенок в утробе матери. Потом, когда появилась дочь, завершила пьесу, "описав" процесс родов. Эта пьеса прозвучит на нашем ближайшем концерте. Знаете, материнство вообще открывает в человеке какие-то новые грани.
14.08.2006, "Семь суббот", Любовь Карпова
|